На перекрестке. Три дороги в профессии

Все мы знаем, что человека и его семью “кормит” работа. Но деньги могут зарабатываться очень по-разному.

Глобально, у каждого из нас существует три дорожки на выбор: наемный сотрудник, фрилансер и собственный бизнес. Это три разные финансовые стратегии. Человек принимает эффективные решения о том, как вести свои финансовые потоки в каждом из этих случаев, если имеет хотя бы минимальный базис финансовой грамотности или является прирожденным интуитом в этой сфере.

Я обожаю объяснять такие вопросы подросткам и прорабатывать их в процессе настольной игры “План на миллион”. Самое интересное, что в этой игре часто быстрее всех зарабатывает свой “миллион” именно “наемный сотрудник”, в то время как “бизнесмены” банкротятся и “влетают в долги”. И так происходит до тех пор, пока тот, кто играет на стороне бизнеса, не меняет свою финансовую стратегию, пока он не научится учитывать риски и одновременно рисковать.

Однако есть еще один “кот” в этом денежном “мешке” - фрилансер. Лично для меня это самая сложная позиция, потому что это совсем неподходящая мне финансовая стратегия. Не потому, что непонятно, как вести финансы, а потому, что это противоречит моему характеру, моим потребностям и желаниям. Хотя сама была в этой ипостаси какое-то время и знаю многих людей, для которых это идеальная история.

Поделюсь своими наблюдениями и опытом, кому и почему подходит та или иная стратегия.

Стратегия наемного сотрудника

Минимальные риски. Ответственность только за результат своей работы и качество взаимодействия в цепочке бизнес-процессов. Максимальная из возможных степень ощущения стабильности (хотя стабильность в современном мире - это уже “исчезающий вид”, занесенный в “Красную книгу”).

Доход ограничен собственной возможностью сделать за день больше. И именно это иногда раздражает наемного сотрудника. А еще ему может казаться, что остальные ничего не делают, а работает только он. Последнее происходит потому, что он плохо представляет, чем занимается каждый из окружающих его людей и очень примитивно понимает работу других специалистов.

Стратегия фрилансера

Риски возрастают. Самодисциплина самого фрилансера - необходимое качество. Добавляется ответственность за несвойственные профессионалу в определенной области функции (например, поиск клиентов, документооборот и прочие). Иногда накатывает чувство, что “достало” все делать самому. Не хватает поддержки команды. Хотя такие вопросы решаются кооперацией с фрилансерами со смежными специальностям или покупкой соответствующих (непрофильных) услуг. Но при этом работу с клиентами он не сможет никому поручить (или купить).

Фрилансер обеспечивает себя всеми необходимыми инструментами, помещениями для работы, несет затраты на обеспечение своей деятельности.

Фрилансер сам выстраивает свой график, свои правила, может выбирать, на каком рынке и с какими клиентами работать (собственно, как и клиенты могут выбрать его работу или предпочесть конкурентов). Для самопродвижения фрилансера становится очень важным создание вокруг себя ореола, привлекающего клиентов. Это может быть создание профильных сообществ или работа над личным брендом, или и то и другое.

Фрилансеру некому выплачивать отпускные, материальную поддержку, премиальные и т.д.. Он сам рассчитывает свои финансовые потоки и откладывает (если получается) что-то на отпуск и собственное развитие. Можно ли остановить свои отношения с клиентами и отправиться в отпуск или заняться восстановлением здоровья - это индивидуально. Но это один из самых рисковых моментов фриланса. Потому что терять контракты, которые добыты фрилансером “потом и кровью”, очень не хочется. Хотя, опять таки, есть люди, которые именно в этой стратегии чувствуют себя наиболее органично и получают удовольствие от такого варианта работы.

Стратегия предпринимателя

Объем рисков зависит от объема бизнеса и величины запросов предпринимателя. Безрисковых бизнесов не существует. Вероятность потерь есть всегда. Предприниматель обязан обеспечить свой бизнес инструментами, помещениями и покрыть затраты на всех привлеченных сотрудников и субподрядчиков. Поэтому ежемесячные затраты на ведение бизнеса обязательно будут, и не маленькие.

Приходится больше считать, прогнозировать, сверять свои прогнозы с реальностью, чтобы в последующем производить все операции с уменьшением рисков. Нужно быть готовым, что иногда будут и убытки - либо по факту окончания некоторых периодов, либо по некоторым продуктам. Поэтому, если нервишки шалят, то лучше не пользоваться этой стратегией. В бизнесе важно понимать (или своевременно придумывать), как и когда эти убытки будут перекрыты прибылью. Холодная голова и горячее желание нечто создавать - это черты успешных в бизнесе людей.

Наемный сотрудник в любой момент может уволиться или поменять нанимателя. Фрилансеру необходимо завершить обязательства перед клиентом, и только после этого он может все “закрыть”. А вот закрытие бизнеса процесс очень сложный.

Часто кажется, то бизнесмен - самый свободный человек. Однако количество обязательств бизнеса перед клиентами, государством, наемными сотрудниками и прочее не дает возможности все быстро свернуть, развернуться и уйти. Можно, конечно, продать бизнес, но это тоже не простой процесс.

Ирина Тузина


О том как выбрать подходящий бизнес или фриланс, как “продать себя” дороже, я напишу в следующий раз.

Об авторе статьи

Ирина Тузина – профессиональный игропедагог и профориентатор. Сооснователь, автор и ведущая приключенческих программ частного детского развивающего лагеря «Коллекция приключений», создатель первой в Беларуси «Школы игропедагогики». Основатель студии проектного обучения и развития для детей и подростков от 7 до 17 лет «СИТРО». Основатель и ведущий подростковый профориентатор онлайн Академии современной профориентации Ирины Тузиной. Финалист международного конкурса образовательных игр живого действия (2011 г.). Создает развивающие игровые образовательные проекты для детей с 2007 года.