Дневники "Живого общения"

или история одного проекта по формированию коммуникативных навыков подростков

Читать статью

ОДНАЖДЫ ЛЕТОМ

Летний квест-практикум По Живому Общению состоялся!

Поскольку на вопрос «Ну как там у вас прошло?» вкратце и одновременно исчерпывающе (кроме как фразой "люблю подростков") ответить невозможно, решила я разместить рассказ о происходившем в виде дневника. Ибо прошедшая неделя, действительно, заслуживает рассказа минимум в 6 частях.

Если вам интересно узнать:

- какие задания оказались самыми сложными и почему;

- что объединило всех участниц и помогло им сразу спеться в прямом и переносном смысле этого слова;

- легко ли выступать тайным покупателем, особенно, если тебе всего 14 лет;

- чему за несколько минут разговора можно научиться у продавца в магазине;

- что помогает стать смелее в разговоре;

- как на практикуме по общению оказались интересные люди;

- как корректно донести свою просьбу до близкого человека;

- что общего между лего и общением;

- что помогает обрести друзей в новом классе, городе, университете и т.д.;

- и... почему программы всех выпусков этого квест-практикума всегда будут отличаться друг от друга;

— ЧИТАЙТЕ ДНЕВНИК!

день 1 ЗНАКОМСТВО

Говорят, понедельник — день тяжелый. Особенно для интровертов, которым приходится покидать тёплый и родной "Home, Sweet Home" и идти ввязываться в непонятную для себя историю.

Но три девочки сделали свой выбор именно в пользу неопределённости и непредсказуемости, чтобы 16 августа утром оказаться в уютной студии «Ситро» и пройти 5 шагов к новому для себя опыту.

Я сама — интроверт. И очень хорошо понимаю, что это такое — оказаться в центре внимания, перед незнакомыми людьми. Ещё и говорить о чем-то... А вдруг я скажу что-то не то? Или не так? А что обо мне подумают? И вот это вибрирующее чувство тревоги внутри...

А вдруг я скажу что-то не то? Или не так? А что обо мне подумают? И вот это вибрирующее чувство тревоги внутри...


Но поскольку один из главных принципов Практикума — уважительное и бережное отношение к чувствам каждого участника, было важно, чтобы атмосфера с самого начала получилась тёплой и дружелюбной.

Правила были сформулированы и приняты совместно. Одно из них — уважение к личному пространству. Это касается в том числе и фотографий — они делаются только для использования в группе и без согласия не публикуются нигде в интернете.

Нам было важно не просто познакомиться — настроиться друг на друга. Найти то общее, что девочек объединяет. Это оказалось несложным — мир участниц оказался достаточно ярким и многогранным, точек для соприкосновения нашлось достаточно много. От чего атмосфера сразу потеплела и стала мягче.

(Например, выяснилось, что все любят... петь. Но немного стесняются. И никогда не были в караоке. «А так хочется попрооообовать»)

Сложнее обстояло дело с постановкой целей. Ведь «просто научиться лучше общаться» — не вариант. Хотелось бы какой-то конкретики. А то как же мы поймём, что за эту неделю чему-то научились?

А то как же мы поймём, что за эту неделю чему-то научились?

Поэтому мы решили погрузиться в воспоминания. Собрать вместе сложные ситуации, в которых из-за трудностей в общении мы что-то теряли, не могли достичь, найти, приобрести, удержать и т. д. Из-за чего мы расстраивались или злились, отчаивались или впадали в уныние.

Это не было сухой констатацией фактов. Это был обмен историями — самыми разными и зачастую — неоднозначными. Иногда такими, о которых сложно рассказать папе или маме. Ведь они могут расстроиться, а кому из подростков легко выдержать переживания тех, кого они любят?

Обмен историями помог более четко сформулировать «Зачем я здесь и чему хочу научиться?».

Оказалось, что для девочек крайне важно научиться общаться так, чтобы не только себя чувствовать увереннее, но и другим помогать в создании взаимоуважительной диалоговой атмосферы. Для них общение — не равно быть всегда милой и располагающей к себе. Это и способность удерживать свои границы и уметь твёрдо и спокойно говорить «нет» там, где эти границы нарушаются. Это и умение переставать стесняться и укрощать свой страх там, где нужна уверенность и готовность сделать шаг вперёд.

Первый день практикума стал днём узнавания и настройки друг на друга. В этот день мы обошлись без заданий в городе — было ещё рано. К тому же из всего арсенала курса необходимо было выбрать то, что больше всего подходит участницам именно этого практикума. Ведь все последующие дни курса всегда выстраиваются исходя из того, что мы смогли собрать в нашу «стартовую корзину».

Девочки получили два домашних задания, главной целью которых было выяснить, что в них особенно ценят близкие люди и друзья, а также — настроить свой «локатор внимания» и включить в себе доктора «УхоГлаза».

...Пока девочки, вернувшись домой, выполняли свои задания, я обратилась к их родителям с просьбой доверить мне участниц практикума на +2 дополнительных часа вечером следующего дня.

Согласие было получено. А это означало, что первое «испытание» должно было состояться вечером второго дня занятий.

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС "ЭНЕРГИЯ ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ" ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 12-17 ЛЕТ

ДЕНЬ 2. Цена вопроса

Второй день практикума мы начали с «находок», озарений и выводов дня предыдущего. Затем разобрали ситуации, в которых умение общаться помогло решить конкретную проблему, сохранить или найти ресурсы либо получить преимущество.

После этого девочки выясняли, почему в общении так важно уметь спрашивать и слушать. И учились делать это — вначале в совместной работе друг с другом, затем — получив домашнее задание для «обкатки» с друзьями и близкими. Впереди был следующий этап — отработка «в полях», во взаимодействии с абсолютно чужими людьми. Но для этого надо было побороть стеснительность, страх и тревогу, которые являются вполне естественной реакцией при контакте с чем-то неизвестным и непредсказуемым.

И потренироваться было решено... в караоке. Учитывая контекст и возраст участниц, был выбран наиболее комфортный и экологичный формат — отдельная маленькая комната AST-клуба. Но даже это оказалось не самой простой задачей для старта и потребовало немалых усилий, чтобы внутренне собраться, взять в руки микрофон и что-то спеть. Тем не менее, девочки — молодцы: понимая, что в одиночку страшновато, решили начать с совместного исполнения песен. А потом уже и солировать легче.

За пением время пролетает незаметно. Всего час времени с небольшим — а уже столько новых впечатлений! Уходить не хотелось. Мы решили подняться наверх, в основной зал. В это время здесь как раз никого ещё не было. Мы попросили у диджея микрофоны и девочки спели только что опробованную песню, но уже в другом пространстве.

На практикуме мы стараемся использовать с пользой каждую минуту. Поэтому по дороге в караоке и обратно мы закрепляли начатую в студии тему, обсуждая, когда, в каком случае и какие вопросы задавать уместно, а когда и какие — нет. Какое значение имеют цели и намерения в общении.

А вот более детально остановиться на типах вопросов и контекстах нам предстояло на следующем занятии.

ДЕНЬ 3. Сила пластического интеллекта

Это утро, заряженного предыдущим вокальным, началось не только с исследования воздействия открытых, закрытых и альтернативных вопросов в диалогах, но и изучали влияние мимики, голоса и жестов в процессе коммуникации одного человека с другим(и). Самой разной коммуникации, между прочим! В том числе и без слов (мало ли... а вдруг придётся общаться в безвоздушном пространстве? 😊). И здесь нам снова пригодились песни, видеоролики, конкретные жизненные ситуации и... всё то, с чем к нам пришёл наш гость —

Актёр и хореограф Михаил Каминский.

Он продемонстрировал участницам практикума силу пластического интеллекта, объяснил, в каком случае и на каком расстоянии от других людей мы можем начать «терять голову», почему это происходит и что с этим делать, а также — как уверенно отстаивать свои границы и говорить «нет». Здесь же просто и наглядно мастер показал, как проверить, всё ли в порядке у тебя с осанкой и как она влияет на восприятие тебя другими людьми.

У девочек была отличная возможность «обкатать» в формате открытого интервью те знания, которые они получили в первой части сегодняшнего задания. Здесь они выяснили:

как задашь вопрос — такой ответ и получишь;

как себя вести, чтобы получился доверительный и искренний, взаимо-интересный диалог, а не допрос;

почему важна настройка на человека и эмоциональная окраска.

«Обкатка в тепличных условиях» прошла отлично. Пора выходить в поля. Завтра их ждал самый насыщенный во всех отношениях день.

день 4. Эмоциональный интеллект в действии

Утро этого дня началось с квеста в одном из магазинов сети Гарфилд. У каждой из девочек было своё задание, в котором им важно было решить конкретную проблему со своими питомцами. Или их отсутствием (питомцев, а не проблем). Вначале вступать в контакт с незнакомцами в торговом зале было страшно! Но... используя силу поля и того, что рядом была поддержка, девочки быстро нашли общий язык с опытными продавцами-консультантами и стажерами, да так, что потом уже трудно было остановиться. Оказывается, диалог можно выстроить настолько увлекательно и взаимоценно, что прекращать его не захочется.

(Здесь надо отдать должное сотрудникам магазина — у них коммуникация с потенциальными клиентами была на уровне).

В процессе бесед стало понятно, почему они с таким воодушевлением включаются в процесс поиска решения какой-то проблемы, с которой к ним пришёл пока ещё потенциальный клиент. У большинства сотрудников, как выяснилось, у самих есть животные, и часто — далеко не в единственном «экземпляре»).

После квеста в Гарфилде важно было закрепить полученный навык в других местах и ситуациях. И здесь уже включились сотрудники Минского метрополитена, которые в коммуникации с участницами помогли им выстроить маршрут к нужной точке (и заодно ответить на неожиданные вопросы девочек о своей профессии), а также кафе «Тьерри», где наши героини учились двухпоточной коммуникации на примере выбора эклеров в подарок.

После активной утренней разминки мы вернулись в студию «Ситро», где состоялось знакомство с новой гостьей — бизнес-тренером Алисой Плеганской.

Как и с другими гостями практикума девочки вначале оттачивали умение проводить открытое интервью. Здесь шло закрепление навыка задавать вопросы, внимательно слушать и поддерживать диалог. После чего Алиса познакомила девочек с таким понятием, как Эмоциональный интеллект. Участницы практикума узнали, что это такое, почему важно его «прокачивать», как умение чувствовать других людей и управлять своими эмоциями помогает в общении, в налаживании и развитии отношений, в бизнесе и вообще — во всех сферах жизни.

Особенно полезным, хотя и очень непростым, по мнению участниц, было упражнение «Просьба» — выражая свои чувства и учитывая интересы обеих сторон было важно правильно попросить человека о чем-либо в ситуации, когда оба участника диалога уже начинают «накаляться».

Некоторые моменты оказались настолько трогательными и глубокими, что невозможно было сдержать слёзы.

День получился очень насыщенным и богатым на впечатления.

Все это нужно было переварить и подготовиться к финальному отрезку нашего «марафона» и подведению итогов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС "ЭНЕРГИЯ ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ" ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 12-17 ЛЕТ

день 5. Начни строить процесс  - и процесс пойдет

ДЕНЬ 5. Начни строить — и процесс пойдёт!

Финальный день практикума добавил в копилку участниц Формулу дружбы. Мы выяснили, что влияет на способность людей сближаться и выстраивать тёплые отношения. Как, используя эту формулу, быстро наладить отношения в новом классе или группе в институте.

Здесь, как и на протяжение всего курса, мы активно использовали сторителлинг. Ведь именно примеры из реальной жизни помогают нам лучше разобраться в теории.

Финалом практикума стало подведение его итогов ещё с одной гостьей — бизнес-тренером, коучем и лего-мастером Медеей Ахвледиани 🧚. Благодаря специальной методике лего-коучинга***, под чутким и внимательным руководством Медеи каждая из участниц смогла заглянуть в себя и узнать в деталях, как выглядит её мечта на ближайший год, из чего она состоит, кто, что и какую роль в ней играет.

Как и во многих других процессах, здесь самым сложным оказалось — начать. Поэтому главный принцип этой сессии был «Начни строить — идея пойдёт!»

Девочки учились переключаться из одного режима в другой, доверять не только своему уму, но и прислушиваться к своим ощущениям.

Тема «Я в будущем» оказалась настоящим открытием и красивым завершением нашего пятидневного практикума.

*** ДЛЯ СПРАВКИ

Необычный метод Лего-коучинга берет свое начало из технологии LEGO SERIOS PLAY (LSP) — увлекательного способа решения личных задач и задач группы с помощью конструкций LEGО. Это инструмент для коучей, психологов, тренеров — всех, кто работает с группами и индивидуально.

Здесь мы «думаем» руками и «освобождаем» мозг от решения необходимых задач.

Метод помогает вернуться в ресурсное состояние игры с помощью обычных кирпичиков LEGO, включить свою фантазию на полную мощь и забыть про все остальное. Собственно это и произошло с нашими невероятными участницами.

——

Завершать практикум не хотелось.

Мы договорились с девочками выделить отдельный день для выпускного. В кафе на берегу озера.

"Завершать практикум не хотелось.
Мы договорились с девочками выделить отдельный день для выпускного. В кафе на берегу озера."

день ... выпускной

Какими только не бывают выпускные! И с пиццами, и с танцами, и с приключениями. Но в тот день все сошлись на том, что хотелось бы чего-то красивого, спокойного, тёплого и душевного.

В одном из заданий практикума мы общались на кулинарную тему. И затрагивали вопрос, кто и что любит-умеет готовить. Как выяснилось, у каждой участницы есть свои «коронные блюда». И выпускная встреча могла стать отличным поводом для мини-дегустации.

Итог: выпускной состоялся именно так, как мы его запланировали! Каждая из нас принесла с собой плоды собственных кулинарных творений. Всё получилось настолько вкусным и красивым, что было съедено почти моментально. Мы даже не успели сфотографировать — девочки готовили с любовью и от души. Да и мои блинчики оказались весьма недурственными.

В нашем выпускном приняли участие ещё две гостьи, одна из которых – ровесница девочек, а вторая — директор того самого кафе, в котором мы встречались.

Так состоялось ещё одно спонтанное, незапланированное интервью, в рамках которого девочки узнали об особенностях ресторанного бизнеса, о сложностях с которыми они могут столкнуться в будущем, если захотят открыть свое дело в сфере общественного питания, но также и о сильных и прекрасных сторонах этого бизнеса, о возможностях, которые он открывает.

Завершилось всё благодарностями и вручением подарков друг другу. Как и обещанием встретиться вскоре снова, чтобы поделиться успехами и рассказать, как идёт внедрение в жизнь новых навыков.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

P.S. Спустя несколько дней одна из девочек в нашем чате написала, что она всё-таки выполнила «подвисшее» задание, одно из самых сложных в городе. И смогла это сделать легко и позитивно.
Страх ушёл.
Значит… Всё не зря. И пора брать новую высоту. Но это уже другая история. Которая начнётся в октябре. Новый курс стартанёт совместно с Коллекцией приключений и будет дополнен новыми заданиями и возможностями.

ПОДРОБНЕЕ О ПРАКТИЧЕСКОМ КУРСЕ "ЭНЕРГИЯ ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ" (12-17 ЛЕТ)


Об авторе ДНЕВНИКА

Елена Коровец – Профессиональный нетворкер, продюсер, создатель, руководитель и модератор множества тематических сообществ, мотивационный игропрактик и ведущая трансформационных игр, бизнес-тренер, журналист и вдохновитель. За плечами — более чем 20-летний опыт в области маркетинга, PR, нетворкинга и построения коммуникаций.

Основательница первого и крупнейшего в Беларуси женского портала (2000-2018), вокального сообщества и TestUP-клуба, спикер и соорганизатор Форума Успешных Женщин Беларуси, мама двоих детей.

В 1998 году закончила с отличием БГЭУ, в 2001 открыла свой первый бизнес.

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС "ЭНЕРГИЯ ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ" ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 12-17 ЛЕТ